Чем полезен совместный просмотр телевизора?

Даже грудные дети и только начинающие ходить малыши на стадии первичного овладения языком, как выяснилось, могут извлечь пользу из активного совместного просмотра телевизора вместе со взрослым. Например, мы знаем, что при помощи образовательных программ, таких, как «Улица Сезам», они учат слова и получают общие представления (например, геометрические формы и цвета) и лучше запоминают буквы и цифры. И им можно помочь в этом, как утверждает мать пятнадцатимесячной девочки из Северной Америки: «Она смотрела «Улицу Сезам» и училась считать, а мы закрепляли это. Я говорила «один», и тогда она продолжала «два-три-четыре», я подсказывала: «пять», и она подхватывала: «шесть».



Телевидение, как говорящая книжка


Родители грудных детей и малышей, только начинающих ходить, гораздо активнее используют телевизор как «говорящую книжку», возможно, по той причине, что эти дети требуют больше внимания и их нужно намного интенсивнее обучать языку. Исследования среди родителей таких детей с применением методики включенного наблюдения выявили как минимум три взаимосвязанных вида речевого взаимодействия: именование объектов, постановка вопросов и реагирование.


Именование


Практика называния объектов и людей, появляющихся на экране, способствует как овладению языком, так и развитию представлений. «Что это такое?» - спросил двухлетний малыш у своей мамы. «Посмотри, это фонарик. Видишь, он светит», - ответила мама. Матери вносили поправки в словарь своих детей. Двадцатимесячный ребенок смотрел мультик и, показывая на экран, крикнул: «Собака!» - «Нет, - ответила мама. - Это кролик, а вот это кошка». Родители заставляют ребенка произносить новые слова. Например, во время просмотра «Улицы Сезам» папа спросил свою маленькую пятнадцатимесячную дочку: «Кто это?» - «Лягушка». - ответила она. «А вот это что?» - Папа продолжает привлекать ее внимание к экрану. - «Прыг, прыг. прыг». - «Что это?» - Мама продолжает спрашивать. «Мячик», - отвечает ребенок. «Мячик, - повторяет мама. - Три мячика. Один, два, три».


Постановка вопросов


Родители задают вопросы своим детям по множеству причин и поводов, пытаясь привлечь их внимание к экрану или дать ребенку понять, что они смотрят вместе с ним. Это может быть и риторический вопрос, на который они в общем то и не ожидают ответа. Например, обычно они говорят: «Хочешь посмотреть...?» - усаживая ребенка перед телевизором и включая его. Зачастую вопросы не имели своей целью начало разговора, а являлись указаниями того, как нужно себя вести, формой контроля над просмотром и посредничеством.


Реагирование


Родители отвечают на слова ребенка во время просмотра, повторяя то, как они их произнесли, добавляя другие слова и/или исправляя их. Ниже приводится пример общения двадцати пяти месячной малышки и ее матери, которые смотрели «Улицу Сезам». Девочка: «Мальчик»; мама: «Мальчик». Девочка: «Желтый мальчик». - «Желтый мальчик». Девочка: «Мальчик». Мама: «Еще один мальчик. Какой это мальчик?» Девочка: «Коричневый мальчик». Мама: «Коричневый мальчик. А это кто?» - «Девочка». Родители часто реагируют на действия детей в руководящей форме: «Нет, включи это снова!» или «Вот твоя песенка! Хочешь потанцевать?». Сходным образом они отвечают на прямые вопросы. Например, в ответ на вопрос девочки в 1,9 мес.: «Она ходит в подготовительную школу?» - ее мама сказала: «Нет, она не ходит, хотя она очень бы хотела». Девочка продолжила: «Я иду обратно в подготовительную школу?» - «Мы только пришли домой», - отвечает мама.


Приведенные выше примеры демонстрируют, какой уникальный вклад вносят исследования, основанные на непосредственном наблюдении за детьми во время просмотра, в общую базу знаний, сформированную в основном из результатов опросов родителей. Они дают нам четкое понимание динамики взаимодействий перед работающим телевизором. Каково значение разговоров, сопровождающих просмотр, для родителей и детей? Как складываются их взаимоотношения в рамках выполнения поведенческих норм, принятых в их семье? Насколько родители последовательны в своих реакциях на действия, происходящие на экране? Насколько распространен подобный тип взаимодействий в других культурных контекстах, отличных от североамериканского контекста, который был тщательно исследован? Эти вопросы очень важны для правильной оценки возможного влияния разговоров на поведение детей.


Совместный просмотр телепрограмм с родителями


Однако, насколько нам известно, во взаимоотношениях детей и телевидения совместный просмотр телепрограмм с родителями - редкий случай. Родители обычно очень заняты, сильно устают, и если они и оказываются дома, то используют время, когда ребенок смотрит телевизор, для того, чтобы что-то спокойно сделать или немножко отдохнуть. А раз это так, то самым распространенным типом вмешательства родителей являются случайные замечания по дороге в комнату или из комнаты, в большинстве своем негативного характера: «Сделай тише» или «Что за чушь ты смотришь, тебе что, больше нечем заняться?» Даже если эти замечания уместны, то они мало способствуют развитию критического отношения к телевидению, а скорее являются проводником негативного восприятия телевидения в целом, что служит препятствием для получения возможного позитивного образовательного опыта, когда таковой доступен. Следовательно, мы можем сделать вывод, что хотя родители и могут сыграть очень значительную роль в установлении взаимоотношений ребенка с телевидением, они относятся к этому совершенно по-разному, имеют разные мотивации, способности и возможности.

Популярные сообщения из этого блога

Как притягивать женщин и пользоваться у них успехом

Какой была роль отца в воспитании ребенка в прошлом и в наше время?

Что полезно для развития творчества у ребенка?