Каково влияние программы «Телепузики» на маленьких детей?

Эта программа была выпущена в конце 1990-х годов ВВС (Британской вещательной корпорацией) и по сей день остается дзя нее самым прибыльным проектом, распространившимся по всему миру и переведенным на множество других языков. Эта уникальная программа была революционной в том, что касалось выбора целевой аудитории: впервые в истории телевидения она была нацелена на очень маленьких зрителей, находящихся на стадии овладения языком, то есть на малышей в возрасте от нескольких месяцев до трех лет.



«Телепузики»


«Телепузики» повествуют о четырех похожих на детей персонажах, имеющих не человеческую внешность и отличающихся друг от друга по размеру и цвету. Они известны, соответственно. Их легко запоминающиеся и легко произносимые имена и игривое поведение олицетворяют собой счастливый мир детства. Эти любопытные веселые персонажи живут в вымышленном мире, состоящем из двух взаимодополняющих частей: ландшафта с зелеными лужайками, цветами и кроликами; и подземного дома персонажей, напичканного всевозможными техническими новинками. Персонажи передвигаются неуклюже (нижняя часть их тела похожа на тело ребенка в подгузнике), они играют друг с другом и со знакомыми объектами, а также они используют очень ограниченный словарь, слова которого постоянно повторяются. Эксперты и родители утверждают, что эта программа показывает детям очень защищенный и безопасный мир, свободный от насилия, угроз и боли, не имеющий социальных стереотипов. Обстановка, сочетающая в себе природу и технологии, соответствует жизненной реальности большей части современных детей, которые учатся жить в мире технологий и в то же время любить природу. Кроме того, в этой программе сознательно представлены очень нечеткие социальные и культурные характеристики и существует минимальная привязка к местной культуре, что делает ее международной и позволяет легко продаваться во всем мире.


Каждая серия программы несет в себе очень мало новой информации, которая адаптируется к аудитории маленьких зрителей и повторяется снова и снова. Словарный запас ограничен и имитирует манеру речи малышей: отдельные слова и словосочетания. Кроме того, телепузики издают и невербальные звуки, типичные для малышей. Еще несколько характеристик и параметров программы были адаптированы под малышей: улыбающееся детское лицо встающего и заходящего солнышка; постоянных предметов, таких, как сумка, самокат и шляпа; голова рассказчика, появляющаяся из-под земли; фоновые женские голоса; начальная и конечная заставки и т.п. Исключением является документальный фрагмент, который появляется в каждой серии и повторяется два раза. Он показывает старших детей, проводящих время в семейной обстановке (например, играющих на музыкальном инструменте, заботящихся о животных или идущих на пляж).


Отношение к программе


Программа имеет огромную популярность во многих странах мира (в некоторых обществах она даже стала «культовой» программой для подростков, которые, естественно, относятся к ней с иронией). Исследования программы, проведенные в нескольких странах (Австралии. Англии. Германии. Израиле. Норвегии и США), что отношение к ней имеет смешанный характер. С одной стороны, программа воспринималась как безопасная, расслабляющая и стимулирующая ощущение счастья и благополучия у своих восхищенных зрителей. С другой стороны, она критиковалась за то, что не является достаточно трудной и не обогащает внутренний мир детей, таким образом закрепляя существующий статус-кво без какого-либо изменения и развития. Наблюдения показали, что малыши очень глубоко погружаются в просмотр программы: это проявляется в выражении липа, движениях, пении и танцах, повторении звуков, смехе, в ладоши и т.п. Родители и воспитатели этих детей говорили о том. что благодаря программе они научились словарю и каким-то базовым понятиям (что аналогично тому, чему научились малыши, смотрящие «Улицу Сезам»). Старшие дети запоминали более сложную информацию, представленную в документальных фрагментах (забота о питомцах или составление списка вещей, необходимых для похода на пляж).


Особую недоброжелательность критиков программы вызывал ее вербальный аспект. По их мнению, ограниченный лексикон не только не способствует развитию языка, но даже закрепляет манеру говорить по-детски. Несколько исследований действительно показало, что просмотр «Телепузиков» негативно сказывался на овладении языком и использовании образного языка и что дети, смотревшие программу, издавали больше невербальных звуков, чем те, кто ее не смотрел.


Популярность программы «Телепузики» представляет особый интерес еще и потому, что сейчас в мире существует множество самых разных программ для самых маленьких детей. С самого момента своего зарождения рынок для самых маленьких непрерывно рос, вызывая немало вопросов о влиянии телевидения на малышей. Этому немало способствовало одно весьма спорное Американской академии педиатрии (1999), которая вообще не рекомендовала просмотр телевизора детям до двух лет.


Целесообразность и ценность просмотра в ранние годы жизни требует самого разностороннего изучения. Родители, например, могут захотеть исследовать программы с точки зрения того, «что лучше для моего ребенка». Маленький зритель больше заботится о том, «что веселее смотреть». Производители программы могут сосредоточиться на том, «что будет лучше продаваться».

Популярные сообщения из этого блога

Как притягивать женщин и пользоваться у них успехом

Какой была роль отца в воспитании ребенка в прошлом и в наше время?

Что полезно для развития творчества у ребенка?