Как родители должны реагировать на воровство со стороны ребенка?

Одним из самых распространенных проявлений подросткового кризиса является так называемое домашнее воровство.



Практически каждый родитель сталкивается с тем, что дети в определенном возрасте начинают таскать монеты из родительского кошелька. Родители негодуют, прячут деньги, но талантливые отпрыски все равно находят заначку и запускают туда свои вездесущие ручки. Почему же это происходит и можно ли с этим справиться? Давайте разберемся.


Исчезновение денег из родительского кошелька в разном возрасте детей происходит по разным причинам. Дело в том, что деньги, а также вещи формируют в ребенке понятие собственности.


У маленьких детей такого понятия вообще нет! У младенцев еще не сформировалось представление о том, что такое «свое» и что такое «чужое». Малое дитя живет в эдаком мини-коммунизме. Для него все свое! Как часто мы становимся свидетелями того, что маленький ребенок, до 3-4 лет, приходя куда-то в гости, легко присваивает себе чужую игрушку или какую-то вещицу, лишь на том основании, что эта вещица ему понравилась. Такой игрушки у него дома нет, и ребенок пускается в крик, когда ему это не позволяют взять. Как это так - чужое? Он просто не понимает, почему ему с этим нельзя поиграть.


Иногда вмешивается сердобольная бабушка, если она при этом присутствует. Ах, моего внучка мучают, не дают игрушечку. Не мешайте бабушке, пусть проявит свое великодушие. Ребенку это скоро надоест, и он все равно вырвется из цепких бабушкиных объятий и присоединится к маме, которая занимается чем-то очень интересным. Если же при ребенке мама начнет пререкаться с бабушкой, то это лишь научит ребенка спорить и препираться со старшими. Конфликтное поведение ребенок понесет с собой в подростковый возраст. Мама же будет впоследствии удивляться: в чем дело? Я ведь никогда на него не кричу. Да, на него мама может не кричать, но достаточно, что перебранка происходит с кем-то в присутствии ребенка. Опять же неизвестно, кто побелит в споре мамы и бабушки. Очень часто как раз в силу авторитета аксакала берет верх бабушка. Для ребенка это тоже плохой пример: значит, мамой можно манипулировать.


Если же эпизод с игрушкой заканчивается безболезненно, то маме одновременно удается решить несколько задач. Мама разъяснила чаду, что такое «свое» и что такое «чужое». В следующий раз ей будет легче справиться с аналогичной ситуацией, а через некоторое время дитя и вовсе перестанет хватать не принадлежащие ему вещи. Далее, мама уделила ребенку внимание, показала, что она на его стороне, защитила его интересы. При этом она показала, что не все в мире для него, то есть она продемонстрировала своему несмышленыш) некоторые правила взрослого мира. Наконец, самое главное, мама заложила фундамент процедуры договоренностей, которые ей очень помогут в подростковом возрасте.


Когда у ребенка формируется понятие «своего» и «чужого?


Годам к пяти у ребенка формируется понятие «своего» и «чужого». Он уже не станет хватать все подряд, он будет спрашивать разрешения. Но «чужое» - это то, что в другом доме. Или в детском саду. А в своем доме - все свое. И родительские деньги не воспринимаются чадами как чужие, поэтому их легко взять. Взять, потому что они для чего-то нужны. Например, купить мороженое, которое не покупают родители: мол, горло заболит, простудишься, как утверждает мама. А ребенку так хочется мороженого! Он не понимает, почему он вдруг должен простудиться. И он возьмет сколько-то монет или бумажек, чтобы удовлетворить свою потребность. А заодно и набить шишек, простудиться, приобрести свой опыт. В возрасте от 5 до 9 лет размер «хищений» невелик, как невелик и размер неудовлетворенных потребностей, поэтому родители очень часто этого не замечают.


Как правильно реагировать на детское воровство?


Малолетнему чаду обязательно надо сказать: это чужая вещь (или игрушка). Правда, ребенка это не остановит. Он все равно будет требовать ее, кричать и даже впадать в истерику. Но это не значит, что мама должна сдаться. Формирование навыков - длительный процесс. Можно произнести примерно следующий текст: «Это чужая игрушка, Петечка. Это игрушка дяди Васи. Он расстроится, будет плакать, если ты у него игрушку заберешь. Разве ты хочешь огорчить дядю Васю?»


Ребенок с нормально развитыми психическими функциями не хочет огорчать других людей, но и это не остановит его от присваивания игрушки. Вот так уж устроена детская психика: огорчать взрослого ребенок не хочет, но и от новой игрушки тоже отказываться не желает. Маме надо нормально относиться к капризам малыша. Это, по сути, никакие не капризы, просто ребенок еще не умеет расставлять приоритет, не умеет находить компромиссы. Маме надо его учить. Именно в таких ситуациях, своевременно, когда поступок совершен, надо воспитывать ребенка. А не отчитывать малыша дома за плохое поведение в гостях. Ребенок быстро забывает о том, что произошло. Выражаясь компьютерным языком, у него маленькая оперативная память, чтобы держать в голове весь день. Маме важно набраться терпения и минут пятнадцать посвятить процессу воспитания своего чада в гостях.


Итак, мама сообщает ребенку, что это чужая игрушка и формально ее сын или дочка не имеют на нее имущественных прав. Если на огорчения дяди Васи чадо чихать хотело, то маме надо двигаться дальше. Надо с ребенком договориться. Стратегия поведения мам может меняться в зависимости от характера ребенка, от конкретной ситуации, от степени усталости малыша. Могут быть и другие факторы, которые заботливая мама в каждом конкретном случае поймет и прочувствует. Примерные модули поведения могут быть такими. Мама скажет: давай ты еще немножко поиграешь с этой игрушкой, а потом мы ее вернем. Если при этом дядя Вася вдруг проявит редкостное чадолюбие и заявит, что ему игрушка не нужна и пусть Петечка или Манечка заберет ее с собой, маме надо непременно дать родственнику знак, чтобы он остепенился и подыграл ей. Это важно не для дяди Васи, а для конкретного ребенка и его мамы. Если дядя Вася не унимается и не хочет подыграть маме (ему и в самом деле это не нужно), то маме лучше увести ребенка в сторону, чтобы процесс воспитания продолжать без упрямого родственничка. Как правило, на предложенный выше компромисс дитя соглашается. Не столько потому, что малыш понял его суть, сколько потому, что не хочет огорчать маму. Ребенок по интонации понимает, что маме почему-то очень важно вернуть симпатичного плюшевого мишку дяде Васе. Ребенок еще немножко поиграет с мишкой, потом его можно отвлечь на что-то другое, и вскоре его внимание переключается на другой объект, а про игрушку он забывает.


Иногда ребенок хочет проверить маму «на вшивость», и тогда конфликт затягивается. Тогда мама может сказать: хорошо, дядя Вася разрешает нам взять с собой плюшевого мишку, но мы обязательно его потом вернем. Этот аргумент, как правило, оказывает волшебное действие: ребенку игрушка тут же становится неинтересна, он про нее забывает и возвращается к спокойной игре с другими детьми. Если же и это не срабатывает, значит, ребенок очень сильно намерен проверить маму на прочность. В этом и заключается кризис трех лет: ребенок претендует на самостоятельность и пытается отнять лидерство в семье у взрослых. Если ребенок начинает кричать, даже заходится в крике, то маме имеет смысл отойти от ребенка, перестать обращать на него внимание. Ошибка многих мам заключается в том, что они, наоборот, именно в этот момент начинают прыгать вокруг ребенка: ах, Петечка, возьми конфетку, Манечка, съешь пирожное. Малыш прекрасно понимает, что мама дала слабинку и теперь он становится центром вселенной и главой семьи. Маме следует сказать примерно следующее: «Ну покричи немножко. А я пока пойду мороженое съем. (Или мультики посмотрю.) Успокоишься - скажешь мне». И отойти в сторону. Уверяю вас, детская истерика прекратится через несколько секунд, а слезы на глазах мгновенно высохнут. Дети не хотят оставаться в стороне от праздника жизни.


Почему дети воруют?


В других случаях дети крадут деньги у родителей, если чувствуют себя в чем-то ущемленными, когда им не дают заниматься тем, что им нравится. Например, не пускают на футбол. Тогда лети начинают мстить за это родителям. В частности, выкрадывая деньги из родительского кармана и совершая что-то не совсем законное. Вот показательный пример из жизни.


Двенадцатилетний Сережа таскал из дома деньги на игровые автоматы. Он был очень осторожен, его заимствования не превышали 50 рублей. И никто не заметил бы пропаж, если бы мама не поймала сынка с поличным. Дело в том, что мальчишка далеко от дома не отходил и игровые автоматы приметил тут же. Однажды, прекрасным весенним деньком, мама увидела своего отпрыска, входящего в небольшой игровой павильон. Мальчик был увлечен предстоящей игрой и не заметил маму. Та, проявив невероятные способности сыщика, прокралась за ним. Она увидела, как сын привычно направился к автомату, как уверенно нажимал на кнопки, заправскими жестами настоящего игрока доставал из кармана деньги, менял на фишки и... проигрывал, проигрывал, проигрывал. Мама, все так же незаметно, подошла к администратору и спросила, частенько ли сюда заходит этот мальчик. Администратор рассказал, что парень бывает тут как минимум через день. Мама посчитала в уме его проигрыши и поняла, что, даже если сын экономит на школьных завтраках и оставляет тут все свои карманные заначки, ему все равно не хватит. Где же он берет деньги? Пойманный с поличным, мальчишка во всем признался. Он рассказал, как обиделся на маму за то, что она не позволила ему поехать с одноклассниками в парк покататься на «американских горках»! А ему так хотелось! Ребята много потом об этом рассказывали. Мама с ужасом отметила, что даже не помнила такого случая. И когда он просился в парк? И с чего это она ему запретила? Наверное, была в плохом настроении. А мальчишка затаил злобу.


Иногда дети берут деньги из чувства социальной справедливости. Например, мне рассказывали про двенадцатилетнюю девочку, которая украла деньги из кошелька работающей мамы и отдала их временно безработному папе. Историй на эту тему можно рассказывать множество, и я не буду утомлять читателей. Хочу остановиться на одном важном моменте: всякий раз, прежде чем брать ремень и наказывать ребенка за воровство, сначала разберитесь в причинах его поступка. В каждом факте домашнего воровства скрыт глубинный конфликт.


Девочки, как правило, ведут себя более осторожно. Они вытягивают небольшие суммы, чтобы не было заметно, или берут без спросу вещи: духи, косметику, украшения, блузочки, если годятся по размеру. Если же дочь считает, что мама в чем-то перед ней провинилась, то тогда сделает свои хищения заметными, чтобы маме досадить. Взять мамины любимые бусы и растерзать их - самый щадящий способ отомстить маме. Если что-то подобное произошло, маме надо серьезно задуматься, что в своей воспитательной стратегии она делает не так.


Если чадо не было уличено в воровстве семейных денег, это вовсе не означает, что ребенок деньги не крадет. Просто он делает это ловко, незаметно. Или еще не сделал. Я всегда советую родителям подумать об этой проблеме заблаговременно и создать в семье такие условия, чтобы ребенок деньги не тянул.


Причины «домашнего воровства»


К 12 годам подросший отпрыск очень хорошо знает, что брать из кошельков родителей деньги без спросу нельзя. Но именно тогда, в этом возрасте, и возникает та проблема, которую психологи называют «домашнее воровство».


Ребенок знает, что деньги брать нельзя. Почему же он это делает? Причины бывают разные.


Есть категория детей, которые благодаря похищенным из родительского кошелька деньгам «покупают» дружбу у сверстников. У таких детей, как правило, проблемы с общением. Они не умеют заводить дружбу, а им хочется быть в центре внимания, они хотят дружить с лидерами класса, но не знают, как это сделать. Единственный способ - подкупить приятелей. Вот весьма красноречивый пример тринадцатилетнего Алеши.


Отец хватился, что у него из кошелька исчезла довольно крупная сумма. Подумать на Алешу родителям не пришло в голову. Какие только фантазии им не приходили на ум: украли где-то, покусилась на деньги приходящая домработница, даже на нерадивых сослуживцев подумали. Рассматривался вариант надувательства в магазине. И вдруг вечером, дня через три после пропажи, позвонила мама одного одноклассника Алеши и поинтересовалась, в курсе ли родители, что их сын подарил своим друзьям, каждому, по очень приличному плееру. Родители, понятное дело, в курсе не были. Кинулись к Алеше: тот прикинулся валенком и сказал, что деньги нашел. Нашел кошелек на улице, купил всем плееры, а кошелек выкинул. Родителей этот ответ не удовлетворил, и они начали свое, семейное расследование. Для начала они пошли в школу и поинтересовались, кому еще плееры были подарены. Выяснилось, что подарки Алеша сделал шестерым одноклассникам. Это были самые приметные мальчики класса, лидеры, заводилы мальчишеских шалостей, и они не брали Алешу в свою компанию. Родители посчитали сумму подарков и убедились б том, что именно такая сумма пропала из папиного кошелька. К процессу воспитания был подключен помощник родителей ремень, и под натиском силы Алеша во всем признался.


С проблемой помог справиться школьный психолог. Он, точнее, она выяснила, почему Алеше так трудно дружить, почему ему приходится покупать дружбу со сверстниками. Оказалось, что он не первый раз вытянул деньги из родительского кошелька. Он таскал понемногу и раньше, покупал жвачку и чипсы, но родители не замечали пропаж. Безнаказанность его окрылила, и он отважился на кражу крупной суммы денег. Алеша стал посещать занятия по развитию коммуникативных навыков и в итоге научился преодолевать смущение, научился завоевывать друзей без подкупа.


Каким образом можно избежать домашнего хищения денег из родительского кошелька?


Предлагаю вам следующие рекомендации. Оговорюсь сразу, что мои рекомендации действуют только в том случае, если их внедрять в жизнь на все сто процентов, целиком, как систему. Если эту систему изменить хотя бы на один процент, она уже не будет работать. Половинчатые меры дадут обратные результаты. Так что либо все, либо ничего. Решайтесь!


Первый этап


Ребенка надо приобщить к понятию «наши деньги». Надо объяснять, что все сбережения, имеющиеся в доме: в кошельках, в тумбочках, на карточках, - это не деньги «папы» или «мамы». Это деньги «наши», это деньги «семьи».


Начинать объяснять это надо, как только в словарном запасе ребенка появится слово «деньги». Скорее всего, это происходит лет в пять, когда ребенок осознает, что все покупается. Разумеется, не стоит посвящать детей во все подробности зарабатывания денег. Им не нужно знать всех взрослых проблем, но общая картина финансов в семье сыну или дочке должна быть известна. Дети должны знать, где и как зарабатывают их родители, какой доход имеет семья, из чего он складывается. Таким образом они приобщаются к взрослой жизни. Дети понимают свою роль в заработках родителей. Мамам и папам важно донести до сознания ребенка, что взрослые работают, прилагают большие усилия, чтобы детей кормить, покупать им игрушки, оплачивать их учебу, красивую одежду, развлечения. Ничто не лается просто так! А многие дети так и думают.


Понятно, что при этом у родителей может быть своя заначка, о которой дети не обязаны знать. Например, у папы, и для мамы это секрет. Это детали, в каждой семье они свои. Важно, чтобы дети понимали, что деньги просто так ниоткуда не берутся, они зарабатываются, и в это вкладывается немало усилий. Полезно втолковать отпрыскам, что если дети не причиняют больших хлопот родителям, то у родителей больше возможностей лучше зарабатывать. А это - больше игрушек, развлечений, вкусностей. На детей такие убеждения тоже влияют. И тогда они идут делать уроки, а не действуют маме на нервы, чтобы получить очередную порцию внимания.


Когда деньги становятся «нашими», то сам собой возникает вывод: красть у себя глупо.


В этом нет смысла, и дети это очень хорошо усваивают.


Второй этап


На семейном совете надлежит обсуждать покупки и распределять, что покупать и после чего. Какие суммы предназначаются на то, на это. Ребенок независимо от возраста - активный член такого совещания. И, уверяю вас, дети порой дают очень дельные советы. При правильной постановке вопроса они не будут тянуть одеяло на себя. Недаром говорится: «устами младенца глаголет истина». Помните, мы рассказывали историю Никоши, который решил стать металлистом. Он сам следил за тем, чтобы папа не забыл профинансировать покупку шубы для мамы. Детям нравится заботиться о взрослых. Если взрослые заботятся о детях, то дети платят им тем же.


Участие в семейных советах очень полезно для всех: для укрепления семьи, для создания ритуалов и традиций. А для самого ребенка важна сопричастность к взрослому делу. Именно в этом случае мы уделяем им внимание, а вовсе не тогда, когда с детьми тютюшкаемся и сюсюкаем. В общении с ребенком важно не столько количество, сколько качество. Именно такое участие в семейных советах, а не мамино постоянное обнимание дает чаду возможность в собственных глазах почувствовать себя полноценной личностью.

Популярные сообщения из этого блога

Как притягивать женщин и пользоваться у них успехом

Какой была роль отца в воспитании ребенка в прошлом и в наше время?

Что полезно для развития творчества у ребенка?