Как правильно воспитывать детей с физическими недостатками?

Многие из самых развитых, преуспевающих детей с чувством собственного достоинства среди наших знакомых - это дети с физическими недостатками. Разговаривая с их родителями, мы обнаружили сходные черты в их системе воспитания. Каким бы недостатком это ни было - ДЦП, синдром Дауна, эпилепсия или синдром Туретта. - этих детей всегда поощряли делать все, что они только могли. Родители всячески выражали уверенность в их высоких результатах. От друзей, семьи и учителей порой требуется обращаться с детьми так, словно у них нет недостатков, хотя для этого и нужно делать некоторые особые приготовления.



Как помочь детям с физическими недостатками?


Сегодня все больше детей с физическими недостатками учатся в обычной школе. Одна девочка с ДЦП всю начальную школу проучилась в обычном классе. В этом ей помогали только школьная медсестра, которая сопровождала се в туалет, когда это было необходимо, и водитель автобуса, который всегда оставлял для нее место в первом ряду. Одноклассники иногда помогали ей носить учебники, педагоги прощали опоздания, потому что ей требовалось много времени, чтобы дойти от автобуса до класса. И все же она гордилась тем, что делала все по возможности самостоятельно. Известно, что дети с синдромом Дауна, эпилепсией и синдромом Туретта тоже приспосабливались к учебе в обычных классах.


В каждом случае было важно добиться сотрудничества и понимания от школы. Родители ходили в школу и разговаривали с педагогами и одноклассниками ребенка о том, что это за физический недостаток, о том, как ребенок хочет, чтобы с ним обращались, и что может случиться из-за этого физического недостатка. Это был запоминающийся и поучительный опыт для всех задействованных лиц.


Родители признавались, что сначала известие о физическом недостатке их ребенка потрясло их. Дети считаются Божьим чудом. Они должны быть совершенны. Наши дети иногда кажутся продолжением нас самих, результатом любовного союза мужчины и женщины. Некоторые родители просто не в силах понять, как нужно заботиться о ребенке с особыми требованиями. Одни начинают чрезмерно опекать ребенка, потому что им его жалко и они хотят возместить ему все недостающее любовью и вниманием. Другие чувствуют себя виноватыми или ответственными за болезнь ребенка, особенно если она наследственная. Случается, что уход за ребенком с физическим недостатком порождает отчуждение других детей в семье или одного из супругов, обычно отца, - некоторые союзы не выдерживают тягот такого ухода. Братья и сестры иногда обижаются на «особенного» ребенка за то, что он забирает так много любви и внимания их родителей:


В тех домах, где справляются с трудной задачей воспитания ребенка с физическими недостатками, сохраняется теплая, стабильная и проникнутая любовью атмосфера. Родители стараются не проявлять чрезмерную заботу и не создавать у ребенка впечатление, что он беспомощен и не выживет без посторонней помощи. Все члены семьи планируют свое время и имеют каждый свои обязанности. Семья часто собирается вместе. При обсуждении проблем родители спрашивают: «Что ты собираешься делать?» или «Как же нам разобраться с этой проблемой?» Они спокойно говорят о возможных трудностях, например о предвзятом отношении в школе или о неспособности ребенка делать все то, что умеют его сверстники, скажем, прыгать через скакалку, а затем о всем том, что ребенок может делать и делать хорошо. Когда Мэрилин в детстве переболела полиомиелитом, она одно время не могла ходить. Именно тогда у нее развилась большая любовь к чтению и пониманию других важных для жизни вещей. Ребенок, который не умеет прыгать, может стать великим музыкантом, потому что у него есть время и желание упорно добиваться результатов. Еще он может стать хорошим специалистом по настольным играм - шашкам, шахматам или го.


Как помочь детям правильно реагировать на унаследованные физические недостатки?


Родители помогают детям с физическими недостатками предугадать то, что может случиться. Они готовят своих детей к ситуациям, когда их будут дразнить, когда они столкнутся с физическими препятствиями или когда у них произойдет приступ в школе. Что тогда делать ребенку? Что делать окружающим в таких ситуациях? Дети должны свободно выражать свои страхи и чувства, но также их надо учить оборачивать негативные чувства в позитивные мысли и действия. Мы многое наследуем от родителей, включая телосложение и врожденные способности. Иногда дети наследуют и физические недостатки. Главное - то, как дети реагируют на эти унаследованные факторы. Один ребенок считает какую-нибудь физическую особенность «уродством», а другой черпает в ней силу.


Повторимся, что если все члены семьи вносят свой вклад в благополучие остальных, это позволяет ребенку смотреть шире на свое состояние и помогает мириться со своим недостатком. Также напомним, что хорошо помогают биографии: когда ребенок читает о великих людях, которые, особенно в молодости, сумели преодолеть свои недостатки, добиться огромных успехов и принести пользу обществу, он начинает оптимистичнее относиться к собственному будущему.


Боб играл в теннис со своим другом Роджером Кроуфордом, который имел физические недостатки. При рождении у Роджера Кроуфорда был только намек на большой палец, находившийся прямо на правом предплечье, а большой палец и еще один палец торчали из левого предплечья. У него не было кистей рук и только три пальца на одной недоразвитой ноге. Врач сказал, что, возможно, Роджер никогда не будет ходить и не сможет сам ухаживать за собой, но его родители отказались с этим смириться. Ему приходилось держать карандаш двумя руками, но его родители поощряли его учиться писать таким способом. Также они поощряли его заниматься спортом. В средней школе он играл в составе футбольной команде, а в колледже стал играть в теннис и выиграл 22 матча, а проиграл 11. Он стал первым теннисистом-инвалидом, который получил сертификат профессионала, дающий право тренерской деятельности. Теперь Роджер на всю страну говорит: «Единственное различие между вами и мной состоит в том, что вы можете видеть мои недостатки и скрыть свои, потому что у всех нас есть свои недостатки».


Детям с физическими недостатками надо знать, что вы в них верите и верите в их способность делать все что угодно. Выполняйте свои обещания и общайтесь с ребенком спокойно, предсказуемо и последовательно. Поощряйте в нем чувство ответственности, самостоятельное принятие решений и преодоление трудностей и говорите с ним языком одобрения, чтобы поддержать его усилия. Самое главное - пусть он знает, что любовь ваша безусловна, что она является той основой, которая дает ему корни и крылья.


Что делать, если ребенку трудно учиться?


Дети, которые учатся с трудом, требуют особого подхода при обучении. Также они требуют особого подхода со стороны своих родителей. Это дети обычно средних или выше средних умственных способностей, порой даже одаренные, но их достижения, мягко говоря, не соответствуют их талантам. Часто эти сложности трудно определить, по крайней мере до школьного возраста, когда они начинают выражаться очень ярко и ребенка отправляют на тестирование.


Акт об образовании для всех детей с физическими или умственными отклонениями определяет детей с трудностями в обучении так: «Это те дети, которые имеют отклонения в одном или более основном процессе, задействованном в понимании или использовании языка, устного или письменного, каковое отклонение может проявляться в несовершенной способности слушать, думать, говорить, читать, писать, произносить или делать математические вычисления».


Далее в акте говорится: «Общее собрание определяет, что у ребенка есть некоторые трудности в обучении, если ребенок не достигает результатов, соответствующих его возрасту или уровню способностей в одной или нескольких сферах занятий... хотя обладает знаниями, полученными в результате обучения и соответствующими его возрасту и уровню способностей, и общее собрание обнаруживает, что у ребенка имеется несоответствие между достижениями и умственными способностями в одной или нескольких этих сферах».


Пока ребенку не поставят диагноз, родители часто считают, что их ребенок не успевает в школе, потому что недостаточно старается. Время, отведенное на уроки, становится сушим адом, потому что ребенок не понимает, чего от него требуют. Если расстройство проявляется в слуховой памяти, ребенок иногда не в состоянии запомнить указания учителя по выполнению домашней работы. Случается, что ребенок не в состоянии отметать посторонний шум, В результате информация на уроке становится для него хаотичной, потому что он просто не способен сконцентрироваться.


Что делать родителям?


Во-первых, наблюдайте и слушайте. Если вы замечаете несоответствие в одной или нескольких сферах занятий, поговорите с учителем вашего ребенка. Учитель может согласиться или не согласиться с вами, но теперь он будет следить за проблемами в обучении вашего ребенка и начнет обращать на это внимание. Возможно, он попросит школьного психолога понаблюдать за ребенком или поговорит с другими учителями. В большинстве школ следующим шагом станет совет, на котором будут присутствовать вы, учитель, психолог, специалист по данному вопросу и иногда директор школы. Собрание отметит сильные и слабые стороны вашего ребенка и сможет направить его на тестирование, чтобы определить, действительно ли имеет место серьезное отклонение. Полученные в результате тестирования знания будут бесценны для вас и учителя при работе с сильными и слабыми сторонами вашего ребенка.

Популярные сообщения из этого блога

Как притягивать женщин и пользоваться у них успехом

Какой была роль отца в воспитании ребенка в прошлом и в наше время?

Что полезно для развития творчества у ребенка?